Общеобразовательный цикл

Преподавательский состав

Обучение предметам общеобразовательного цикла в Республиканской гимназии-колледже при БГАМ осуществляется на трёх ступенях общего среднего образования:

  • I ступень — начальная школа (II-IV классы)
  • II ступень — гимназия (V-IX классы)
  • III ступень — колледж (I-III курсы)

В начальной школе и гимназии обучение осуществляется в соответствии с типовыми учебными программами для общеобразовательных учреждений, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. На уровне колледжа обучение ведётся по экспериментальным учебным программам, в которых особое место занимают предметы гуманитарного цикла — белорусский и русский языки и литературы, иностранный язык (английский, немецкий, французский), мировая художественная культура, история, основы философии, социологии, политологии и др. Серьезное внимание уделяется и преподаванию дисциплин естественно-математического цикла.

В настоящее время в гимназии-колледже работает коллектив опытных и высокопрофессиональных преподавателей общеобразовательных предметов. Большинство из них имеют высшую и первую педагогические категории. Среди педагогов есть участники и призеры конкурса «Учитель года», авторы методических разработок и учебных программ. Их научно-методическая деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса, изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий, развитие межпредметных связей, в том числе и с дисциплинами специального музыкального цикла. Это позволяет обеспечить прочные и разносторонние специальные и общегуманитарные знания учащихся.

Каждое методическое объединение преподавателей общеобразовательного цикла постоянно стремится сделать учебный процесс максимально эффективным, разнообразным и интересным. Для этого используются такие новаторские, творческие формы работы, как интегрированные уроки, литературно-музыкальные вечера, конкурсы юных поэтов, турниры знатоков, презентации, олимпиады, предметные недели, постановка спектаклей и капустников и др. Всё это вызывает неподдельный интерес у учащихся. На протяжении последних нескольких лет были проведены: фестиваль «Беларусь моя синеокая», брейн-ринг «Юный лингварик»; к юбилею В. Шекспира поставлен спектакль «Ромео и Джульетта», а к юбилею Н. Гоголя – спектакли «Ночь перед Рождеством» и «Ревизор»; литературная гостиная представила музыкально-литературную композицию «И помнит мир спасённый…». Еженедельно в гимназии-колледже обновляется выставка рисунков, подготовленных учащимися под руководством преподавателя изобразительного искусства.

Атмосфера заботы и дружелюбия создана в начальной школе. Преподаватели младших классов стараются увлечь детей не только на уроках, но и во время перерывов, в спортивных соревнованиях, которые постоянно проводятся как в спортзале гимназии-колледжа, так и на открытом воздухе.

Особое внимание в гимназии-колледже уделяется преподаванию русского и белорусского языков. Высокий уровень квалификации и опыт педагогов, индивидуальный подход к каждому ребёнку, организация поддерживающих и стимулирующих занятий, консультаций по предметам, использование в учебном процессе компьютерных программ обеспечивают качественную подготовку выпускников по этим предметам, что ежегодно подтверждается высокими результатами выпускных экзаменов за курс базовой школы и централизованного тестирования.

Важное место в воспитании современных музыкантов отводится изучению иностранных языков (английского, французского, немецкого), которые особенно востребованы во время зарубежных гастрольных поездок. Изучение истории общества, государства, истории мировой художественной культуры, философии, права формирует у учащихся активную жизненную позицию, умение анализировать ситуацию и вести дискуссии.

Педагоги естественно-математического цикла широко применяют в работе с учениками игровые методы, используют творческие задания. Составление загадок, стихов, анекдотов, кроссвордов по изучаемому на уроках физики, математики или химии материалу помогает учащимся легче и быстрее его осваивать. Таким образом, достаточно трудные для изучения точные науки превращаются в занимательную и увлекательную учебную деятельность. Прочные базовые знания по предметам естественно-математического цикла, полученные в гимназии-колледже, помогают формированию научного мировоззрения, логического мышления и, в случае необходимости, позволяют учащимся продолжить обучение в общеобразовательной школе или ВУЗе естественно-математического направления.

Своего рода центром, соединившим в себе точные науки и музыку, является кабинет прикладной информатики. Здесь при помощи квалифицированных педагогов учащиеся выполняют различные творческие работы, учатся свободному владению компьютерными технологиями, позволяющими создавать и обрабатывать визуальный и музыкальный материал. Кроме изучения необходимого программного минимума в образовательный процесс учащихся колледжа внедрено преподавание предмета «Основы музыкальной информатики», авторская программа которого создана преподавателями гимназии-колледжа. Практическое применение в профессиональной деятельности современных музыкантов информационных технологий является особенно актуальным.

Учитывая малоподвижный образ жизни музыкантов, особое внимание в гимназии-колледже уделяется преподаванию физической культуры, которое осуществляется в соответствии с программами для общеобразовательных школ. Исходя из особенностей учебного заведения, в программу физкультуры дополнительно введён курс настольного тенниса и разработаны комплексы специальных упражнений для музыкантов-инструменталистов, учитывающие специфику игры на том или ином музыкальном инструменте. В течение учебного года проводятся соревнования по настольному теннису (первенство классов гимназии и групп колледжа, абсолютное первенство, открытый кубок колледжа памяти В. М. Кузменко, матчевые встречи с учащимися других школ). Традиционными стали Дни здоровья, круглогодичная Спартакиада, ежегодные спортивные праздники в посёлке Зелёное, спортландии для учащихся младших классов. Регистрируются рекорды колледжа по подтягиванию, подниманию туловища, прыжкам с места в длину, прыжкам через короткую скакалку. Хорошая спортивная база позволяет заниматься баскетболом, настольным теннисом, ритмической гимнастикой как учащимся, так и педагогам, которые ежегодно принимают участие в спартакиаде работников культуры и искусства.

Об уровне подготовки учащихся по общеобразовательным предметам свидетельствуют ежегодные результаты централизованного тестирования, средние показатели которого выше, чем по республике в целом. Кроме того, эта подготовка позволяет им продолжать своё обучение не только в ВУЗах сферы искусства и культуры. Так, некоторые выпускники колледжа стали студентами Института современных знаний, Минского института предпринимательской деятельности, Московского государственного художественно-промышленного института им. С. Строганова, Минского государственного лингвистического университета, Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и др.

Сравнительно небольшой контингент учащихся (около 400 человек), небольшая наполняемость классов (по 15-20 человек), творческая атмосфера, теплые и доверительные отношения между преподавателями и учащимися, внимание педагогов к каждому ребёнку − всё это создает особый микроклимат, благоприятствующий успешному обучению и воспитанию.

Наверх