Игорь Андреевич Журавленко - основатель и художественный руководитель хора мальчиков и юношей, преподаватель дирижирования, организатор и первый руководитель отделения хорового дирижирования.

«Игорь Андреевич Журавленко, 10 лет жизни и работы в Минске»


«Нам песня жить и любить помогает!» - под таким символичным лозунгом собрались в концертном зале сотни воспитанников и поклонников старейшего в Минске хора мальчиков и юношей на юбилейный концерт, посвященный 50-летию коллектива. В зале - известные в стране музыканты, композиторы, дирижеры, солисты Большого театра оперы и балета, знаменитые педагоги и гости из-за рубежа. Торжество и вдохновение, радость встречи и чувство глубокой благодарности, воспоминания и планы на будущее, – все это объединило людей. А еще их собрало вместе одно имя – имя создателя хора мальчиков и юношей средней специальной школы при Белорусской государственной консерватории Игоря Андреевича Журавленко.

Все началось в далеком 1965 году, когда после окончания Московского хорового училища и Московской государственной консерватории молодой специалист Журавленко был направлен Министерством культуры СССР в Белорусскую государственную консерваторию для работы на кафедре хорового дирижирования. Кафедра хорового дирижирования тех лет представляла собой союз высококлассных специалистов, представителей нескольких знаменитых школ хорового дирижирования в СССР. Возглавлял кафедру Виктор Владимирович Ровдо, выпускник Литовской консерватории (класс народного артиста Литовской ССР, профессора К. В. Кавяцкаса) и аспирантуры Московской консерватории под руководством народного артиста СССР профессора А.В. Свешникова. Московскую хоровую школу представлял также выпускник Московской государственной консерватории Николай Федорович Маслов, ученик П.Г. Чеснокова. Представителем Ленинградской хоровой школы была Анна Павловна Зеленкова, окончившая Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора А. А. Егорова). Лариса Андреевна Шимонович, начавшая обучение в БГК, окончила Одесскую консерваторию.

Игорь Андреевич органично вошел в состав кафедры, ему было поручено преподавание дирижирования, чтения хоровых партитур, практика работы с самодеятельным хором и руководство хором студентов заочного отделения. Его первая характеристика, подписанная ректором консерватории В.В.Оловниковым, содержит самые лестные отзывы о работе молодого специалиста. Всего за три года работы на кафедре И.А. Журавленко написал исследование на тему «Эволюция хорового стиля в творчестве нидерландских композиторов второй половины XV века», разработал и вел курс истории зарубежной хоровой литературы, выступал с докладами о преподавании сольфеджио по методу относительной сольмизации, выезжал в музыкальные училища Могилева и Бреста для оказания методической помощи, не раз участвовал в жюри республиканских смотров художественной самодеятельности, выступал с хором Минского медицинского института на праздниках песни в Вильнюсе и Тарту, выступал с сольными органными концертами в Большом зале Белорусской государственной филармонии.

В 1968 году кафедра хорового дирижирования поручила 25 – летнему хормейстеру создать и возглавить первый хор мальчиков и, годом позже, хоровое отделение на базе ССМШ при БГК. С огромным энтузиазмом и энергией Игорь Журавленко взялся за эту работу. Из воспоминаний белорусского музыковеда и мамы двоих сыновей, певших в этом хоре, И.И. Зубрич: «Игорь Андреевич создал хор из мальчишек – первоклассников всех специальностей, их было всего 18 человек, фактически первый состав хора состоял из всех желающих, обладавших голосом и музыкальными способностями…». Энтузиазм молодого хормейстера поддержал директор школы для одаренных детей, известный белорусский музыкант, заслуженный учитель страны – Израиль Григорьевич Герман, который в течение 37 лет был директором ССМШ при БГК. Красные дорожки, золотистый паркет, образцовая дисциплина и лучшие в столице педагоги – так выглядела школа во времена этого легендарного директора. Благодаря его мудрому руководству, огромному трудолюбию и воле, строгости и доброте, личной заинтересованности в судьбе каждого воспитанника, школа вскоре стала семьей и для мальчиков хорового отделения. И.Г. Герман хорошо понимал трудности работы с хором мальчиков, поэтому создал для Игоря Андреевича все условия для работы. И успехи не заставили себя долго ждать. Уже через несколько лет хор становится желанным участником большинства ответственных выступлений на Пленумах и Съездах СК БССР, «неделях» музыки, концертах в филармонии и консерватории, приобретая заслуженный авторитет в республике.

Одновременно И.Журавленко налаживал дружеские связи с известными хорами мальчиков других советских республик. Так, теплые взаимоотношения сложились с хором мальчиков средней специальной музыкальной школы имени Э. Дарзиня из Латвии (рук. Янис Эренштрейтс), с Вильнюсским хором мальчиков «Ажуолюкас» (рук. Германас Перельштейнас), с Эстонским хором мальчиков (рук. Венно Лаул), с хором Московского хорового училища (рук. Александр Свешников, Виктор Попов), Горьковской капеллой мальчиков (рук. Лев Сивухин). Именно благодаря такому творческому сотрудничеству стало возможно участие хора мальчиков в Певческом празднике хоров мальчиков в Тарту (Эстония, 1976г.), который собрал тысячи мальчишеских голосов, славящих песню, счастливое детство и дружбу народов. Праздник песни объединил хоры мальчиков Литвы, Латвии, Эстонии, Украины и Белоруссии, которую представлял хор мальчиков ССМШ при БГК под руководством И.А. Журавленко.

Нельзя забывать, что одновременно И.А.Журавленко плодотворно работал на кафедре хорового дирижирования, преподавая специальность, чтение хоровых партитур, читал лекции, являлся куратором курса, председателем общественного совета кабинета звукозаписи. В 1970 году по рекомендации ректората консерватории и кафедры хорового дирижирования И. Журавленко продолжил обучение в ассистентуре-стажировке Московской консерватории имени П.И.Чайковского.

Седьмой год существования хора мальчиков (концертный сезон 1975-76 г.), ознаменовался поездкой в Ленинград и выступлением в зале прославленной Академической капеллы им. М.И. Глинки (27 марта 1976г.). Хор мальчиков дал концерт из двух отделений, в его программе – хоровые сочинения И.С. Баха, К. Монтеверди, Г. Перселла, И. Брамса, хоры А. Рубинштейна, А. Гречанинова, В. Салманова, С. Слонимского, В. Корзина, произведения белорусских авторов Э.М. Тырманд, Ю.В. Семеняко, Г.М. Вагнера, А.Ю. Мдивани…Впечатляет в этой программе абсолютно все: и объем программы в целом, и ее несомненная сложность, и стилистическое разнообразие, и пение на 5 языках, и исполнение детским хором произведений современных композиторов, совсем недавно написанных. Так, например, цикл лирических хоров В.Салманова «Русь» для смешанного хора был создан автором в 1968 году, а в 1975 г. хор мальчиков уже исполняет два развернутых сочинения из этого цикла в концертах. Поэма В. Корзина на стихи К. Ибряева «Шумят леса», была написала в 1974 году, и в сезон 1975-76 г. исполнена сразу, едва успев выйти из-под пера композитора…

Как удавалось молодому человеку (напомним, что к руководству хором мальчиков и созданию хорового отделения Журавленко приступил в возрасте 25 лет) справляться с таким объемом работы и делать это так виртуозно? Позволим себе привести здесь воспоминания его хористов, воспитанников первого выпуска хора мальчиков:

«Наш учебный день в школе всегда начинался с хора, он был первым уроком каждый день, через несколько лет хор поставили по два урока через день, но всегда утром. Пели мы только стоя, начинал Игорь Андреевич всегда с распевки. Особенной его заботой была звонкость, серебристость звучания. Помню, некоторые распевания были очень смешные, например, когда весь хор пел одно слово: «Курица» или последовательность чудных слогов «Ку – ма – ле – на – зи» по тонам сверху вниз». Известно, что этими же приемами в упражнениях для хора пользовался и А.В. Свешников для достижения близости звучания, ощущения зевка, округлости звука. Так путем кропотливых настойчивых поисков в 50-е годы мастером создавалась вокальная школа, тот эталон звучания голоса мальчика, который сегодня называется «свешниковским».

«Журавленко очень много работал над выработкой дыхания, объяснял всегда наглядно и доходчиво, вдох для нас долгое время ассоциировался с букетом одуванчиков, который нужно понюхать. Вдоха он требовал активного, но бесшумного, а после этого нужно было мягко вступить на нужный звук, очень точно и аккуратно…»

«Игорь Андреевич часто повторял: «Звук нужно сначала представить, услышать его, а потом уже начинать петь» - это было одним из важнейших правил на уроке. Кроме того, для него важно было, чтобы мы научились хорошо читать ноты, легко и свободно, как газету. Работа над разучиванием произведения часто шла по классическому сценарию: после прочтения сольфеджио партитура тщательно «впевалась»: именно от Журавленко мы узнали, что такое петь «читком», или с дроблением, а иногда, отбросив все согласные, он просил нас вокализировать только гласными, соединяя их как можно ровнее, - это было непросто! На этих нехитрых, но очень действенных упражнениях мы постигали азы вокально-хоровой работы, сами не понимая, что получаем школу на всю жизнь».

«Огромное внимание уделял Журавленко осмысленному, ясному произнесению словесного текста, добиваясь четкой артикуляции. Спустя несколько лет в наших программах стали появляться сочинения не только на русском и белорусском языках, но и на латинском, итальянском и английском. Сначала было трудно, но потом пение на разных языках стало для нас чем-то само собой разумеющимся».

«Когда у некоторых мальчишек появились первые признаки мутации, И.А. Журавленко стал постепенно пересаживать каждого из них из партии в партию, за один учебный год можно было попеть во всех партиях хора. Только в самый острый период мы замолкали совсем, но это было ненадолго. Игорь Андреевич пристально следил за каждым мутирующим певцом, чутко контролировал состояние их голосов, и юноши продолжали петь в хоре. Так постепенно наш хор стал смешанным, не прекращая концертной деятельности».

«Дисциплина в хоре была «железная», иначе и быть не могло, когда в хоре одни мальчишки. Можно было получить оплеуху как от руки Маэстро, так и от старших ребят. Журавленко был очень строг, но одновременно мы всегда чувствовали его отеческую заботу. Например, на продолжительных репетициях к правительственным концертам он всегда нас кормил, потому что понимал, что мы постоянно были голодны».

«Незабываемыми были наши гастрольные поездки в Брест, Витебск, Ригу, Вильнюс, Ленинград, и летние поездки в пионерские лагеря, дважды в «Зубренок» , между прочим. Журавленко всегда был с нами. После этих поездок как-то особенно чувствовалась наша привилегированность, особое положение, мы этим очень гордились».

«Игорь Андреевич Журавленко был как член нашей общей семьи, как нечто родное, гармоничное, само собой разумеющееся, неотделимое от моего восприятия жизни. Он обладал всеми качествами, необходимыми для дирижера: высокой образованностью, энциклопедической эрудированностью, дирижерским совершенством, добротой, любовью к детям, остроумием, умением планировать работу, терпением, которое позволяло видеть перспективу, так как начатое им хоровое дело дало свои плоды лишь следующему поколению и мне в том числе. Его душа была наполнена верой в совершенство, в гармонию, в благое дело…». Этими проникновенными словами выпускника 1978 года Владимира Глушакова мы закончим воспоминания хористов, чтобы подвести некоторые итоги.

Игорь Андреевич проработал с хором мальчиков и юношей 10 лет, пройдя с этими ребятами удивительный путь от становления первого в Минске хора мальчиков и юношей до возведения этого коллектива на высочайший уровень, вызывающий восхищение и сегодня. Для Беларуси творческая деятельность И. Журавленко стала мостом, соединившим белорусский хоровой мир с сокровенной и великой традицией хорового пения дореволюционной России, с созданной А.В. Свешниковым удивительной школой воспитания хора мальчиков, которая является эталоном по сей день. Талантливый и преданный своему делу хормейстер и прирожденный педагог, Игорь Андреевич укоренил на нашей земле богатые традиции, которые за полвека существования хорового отделения Республиканского музыкального колледжа дали обильные всходы. Около 200 воспитанников, выпускников хорового отделения, сегодня плодотворно трудятся не только в Беларуси, но и за ее пределами. Среди них Георгий Сафонов - Регент Праздничного мужского хора Свято-Данилова монастыря в Москве, симфонические дирижеры Игорь Бухвалов (Нью-Йорк), Михаил Синькевич и Федор Леднев (Санкт – Петербург), Иван Костяхин (Минск) и Дмитрий Матвиенко (Москва), Александр Разумов, Петр Глоба, оперные солисты Илья Говзич (Саратов), Илья Сильчуков (Минск), военные дирижеры Максим Кочетков и Дмитрий Наумович (Минск), хормейстеры, руководители хоровых коллективов, Виталий Алешкевич (Дрезден), Дмитрий Хлявич, Павел Шепелев, Александр Миненков, Алексей Климович (Минск), педагоги высших учебных заведений Владимир Глушаков, Игорь Чердынцев, Андрей Саврицкий (Минск), регенты Дмитрий Токмаков (Минск), Дмитрий Шепелев (Гродно), артисты академических хоров, певчие в храмах…Каждый из этих музыкантов нашел свой собственный путь, но всех без исключения объединяет одна школа, основателем которой стал уникальный дирижер и педагог - Игорь Андреевич Журавленко.

На юбилейном концерте хора мальчиков и юношей Игорь Андреевич, по причине тяжелой болезни, присутствовать уже не мог. Однако он очень радовался возможности передать свои поздравления воспитанникам хора мальчиков и своим единомышленникам. С личной благодарностью и приветственным словом от Игоря Журавленко выступил выпускник 1982 года, регент праздничного хора Свято-Данилова Монастыря — Георгий Сафонов: «…Сегодня я с огромной радостью поздравляю всех с полувековым юбилеем. За 50 лет хоровое отделение выпустило огромное количество профессионалов, музыкантов с большой буквы и, глядя на выдающиеся успехи наших выпускников, мы с уверенностью можем сказать, что наша школа является настоящей кузницей профессиональных музыкантов и знатоков своего дела. Так же с огромной радостью я передаю поздравления и наилучшие пожелания от замечательного человека, выдающегося музыканта, заслуженного артиста России, профессора, основателя хорового отделения нашей школы И.А. Журавленко. Поздравляя всех с этой замечательной датой, Игорь Андреевич напутствовал нас всех всего одной короткой, но такой емкой фразой: «Я желаю всем Вам п р е о б р а ж е н и я!»

Именно это напутствие мы стараемся выполнить сегодня. На хоровом отделении трудятся неравнодушные люди, настоящие энтузиасты, многие из них – выпускники школы. Совместными усилиями к юбилею хора были собраны материалы о педагогах хорового отделения, руководителях хора мальчиков, выпускниках. 21 марта 2019 года советом колледжа хору мальчиков и юношей было присвоено имя его создателя – Игоря Андреевича Журавленко. После двадцатилетнего молчания вновь начал свою работу конкурс юных вокалистов «Спяваюць хлопчыкi», который помогает отыскать поющих ребят из всей страны и дать им возможность получить дальнейшее профессиональное образование.

В мае 2019 года усилиями Ассоциации руководителей хоров мальчиков и юношей и Белорусской ассоциации хоровых дирижёров был проведен грандиозный праздник хорового пения - 1-й международный фестиваль хоров мальчиков и юношей «Lauda anima». Более 1000 певцов из 6 стран приняли участие в этом хоровом форуме, в столице услышали хоры мальчиков из Швейцарии, Греции, Эстонии, Литвы, России и Беларуси. Атмосфера настоящего хорового праздника охватила сразу несколько городов: концерты и мастер-классы проходили в Молодечно, Гродно и Витебске. Директором фестиваля стал выпускник нашей школы – Юрий Казакевич, преподаватель отделения хорового дирижирования, настоящий подвижник фестивального движения.

Конечно, многие наши начинания происходят чаще не «благодаря», а «вопреки», нам не хватает опыта и еще многому нужно учиться, однако у всех нас есть вдохновляющий пример – личность грандиозного масштаба – Игорь Андреевич Журавленко, поэтому мы верим, что вместе мы сможем преобразиться, как напутствовал нас наш Учитель.

Наверх