Владимир Михайлович Кузменко: человек, музыкант, педагог

16 февраля 2014 г. исполнилось 10 лет со дня безвременной смерти Владимира Михайловича Кузменко. Срок, отпущенный ему судьбой, был до обидного короток, но сколько всего этому человеку удалось сделать, и какую он оставил о себе память!

Владимир Михайлович был разносторонней личностью: замечательный музыкант, великолепный педагог, талантливый руководитель, удостоенный звания Заслуженного деятеля искусств Беларуси. Все, кто работал с ним бок о бок или был просто знаком, знали, что во всех своих начинаниях он был, прежде всего, удивительным и неповторимым человеком. Его любили все, кто шёл рядом с ним по жизни — друзья, родные, близкие, коллеги, и главное — его ученики. Он был человеком широчайшей натуры, переживавшим душой и сердцем за всех и вся, всегда готовым понять и простить, человеком слова и чести, на которого всегда можно было положиться. «Человеком Солнца», как писала в письме к нему одна из его учениц.

Каждый из нас, как гласит известная мудрость, родом из детства. Высокой пробы интеллигентность и безупречная культура, которые отличали Владимира Михайловича, были во многом взращены его семьёй. Отец, Михаил Семёнович, был священником, настоятелем Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Это был образованнейший человек, учившийся в Виленской духовной семинарии, Московской духовной академии, Варшавском университете и Виленской консерватории. Всё то, чему научил отец Владимира — жить честно, по совести, всегда быть твёрдым в своих делах и поступках, − стало основой его собственной личности.

В семье В. М. Кузменко всегда любили и понимали музыку, много пели. Отец, мама и тётя были активными участниками хора Г. Р. Ширмы в 1939 г. По линии маминой сестры Владимир Михайлович был племянником Виктора Владимировича Ровдо, выдающегося деятеля хорового искусства Беларуси. В этой семье к Володе относились как к родному сыну и многим помогли ему как в профессиональном, так и в человеческом смысле.

А потом последовали годы учёбы, сначала в Могилёве, а затем и в знаменитой Средней специальной музыкальной школе-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, куда Володя Кузменко был зачислен сразу в 9 класс. Последовавшие затем годы его учёбы в консерватории приходятся на время расцвета деятельности Григория Ильича Шершевского, на протяжении многих лет одного из ведущих профессоров Белорусской государственной консерватории, тончайшего музыканта и замечательного педагога, взрастившего целую плеяду современных белорусских пианистов. Владимир Михайлович боготворил Григория Ильича и был необыкновенно ему предан. Они провели бок о бок около 30 лет, и их отношения были тем редким сейчас образцом высоких отношений учителя и ученика, которым он, как заветом, руководствовался сам и который передал своим ученикам и коллегам.

От Григория Ильича Владимир Михайлович унаследовал самые лучшие качества музыканта-исполнителя, которые он впоследствии в полной мере реализовал в своей исполнительской и педагогической деятельности. После окончания Белорусской государственной консерватории он стал преподавателем, а затем, с 1978 г. — заведующим отделением специального фортепиано ССМШ при БГК; в 1989 г. он стал директором этого учебного заведения. В 1994 г. Владимир Михайлович получил звание доцента Белорусской государственной академии музыки.

С 1982 по 1986 г. Кузменко работал на Кубе, где воспитывал молодых пианистов, многие из которых впоследствии сделали международную исполнительскую карьеру.

На протяжении всей жизни Владимир Михайлович плодотворно занимался методической работой: многократно выступал с докладами на методических совещаниях, читал лекции и проводил открытые уроки в различных учебных заведениях республики, участвовал в жюри республиканских и международных конкурсов. Он опубликовал пять сборников произведений белорусских авторов для фортепиано, издал в 1998 г. работу «Индивидуальность ученика и развитие навыков самостоятельности в процессе обучения игре на фортепиано». Он часто выступал в республиканской и зарубежной прессе по вопросам состояния музыкального образования в Беларуси, и, в частности, в Республиканской гимназии-колледже при БГАМ, глубоко осознавая и остро ставя проблему статуса этого уникального учебного заведения. Главным на этом пути Кузменко видел создание благоприятных условий для обучения и творческой деятельности одарённых детей. Он придавал особую значимость проблеме воспитания и обучения одарённых детей, искал способы её решения, подчёркивая, что одарённая личность предполагает свои темпы развития, необходимость нестандартного воспитания, формирование среды, которая оказывает определённое влияние на её становление.

Замечательные качества педагога, организатора и человека проявились и в деятельности Владимира Михайловича на административном посту. На протяжении 15 лет он был директором Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной консерватории. Его работа в этой должности была связана с реорганизацией всего процесса обучения в РМК, что не замедлило дать свои результаты. За период с 1989 по 2004 г. более 500 учащихся гимназии-колледжа при БГАМ стали лауреатами республиканских и международных конкурсов. Многие из них выступали на самых престижных сценах мира.

Деятельность В. М. Кузменко охватывала широкий спектр разноуровневых проблем, справиться с которыми смог бы далеко не каждый. Это требовало от него наличия целого ряда качеств: профессиональных, психологических, коммуникативных, организационных. Здесь сказались его умение контактировать с людьми, найти подход к каждому, выявить в человеке то лучшее, чем он обладает. Ему удалось создать коллектив единомышленников, объединённых общими целями и идеями.

Делом огромного значения Кузменко считал увековечивание памяти ярчайших педагогов школы, что сыграло огромную роль в формировании преемственности традиций нашего учебного заведения.

В своей педагогической деятельности, продолжавшейся около 40 лет, Владимир Михайлович воспитал 23 молодых пианиста, которые вышли из его класса и впоследствии сами стали преподавателями и концертирующими музыкантами во многих странах мира. Даже уже после того, как ученики заканчивали учёбу, они постоянно находились в поле его зрения, продолжая контактировать с ним творчески и человечески. Он отвергал догматические взгляды и авторитарные тенденции в музыкальной педагогике, выступал против стандартности, хрестоматийности в выборе программ, в составлении которых ученики всегда были соавторами. Фундаментом педагогики Кузменко было воспитание, развитие и становление музыканта-художника в широком смысле, другими словами — гармоничное развитие личности учащегося, его творческой индивидуальности. В его классе всегда царила творческая атмосфера, его авторитет был непререкаемо высок, творческий процесс лишён тривиальности и обыденности.

Человек не властен над своим физическим существованием, но общеизвестная истина гласит, что каждый из нас живёт так долго, как долго живёт о нём память среди людей. Память о Владимире Михайловиче Кузменко до сих пор жива в сердцах его родных, учеников, коллег, всех, кто его знал и имел счастье встретиться с ним на своём жизненном пути.

 

 

Е. М. Гороховик, кандидат искусствоведения, председатель ПЦК музыкально-исторических дисциплин

Наверх